Вступление
Прежде всего хочу поздравить разработчиков с выходом их детища. Примите мои наилучшие пожелания! Я очень трепетно отношусь к подобным проектам, т.к. их мало и все неудачные, а подобные продукты ой как нужны на рынке! Я очень боялся, что ваш проект получится очередным пустым местом, когда оценивал вашу демо-версию, и очень рад, что этого не произошло. Для начала очень неплохо сделано! Молодцы!
На этом хвалебные оды закончу, т.к. ещё очень много нужно дорабатывать и менять. Главное - не останавливаться! Предстоит ещё работать и работать. Прежде чем перейти к сути, скажу пару слов о том, как писал эту рецензию.
Перед написанием этой рецензии я приобрёл полную версию вашего продукта, поездил в нём сам, показал друзьям, поэкспериментировал с разными настройками. Сам я пока ещё не вожу машину и, к сожалению, не имею руля с педалями, поэтому оценить удобство управления рулём и "чувство" реальной машины в полной мере пока не могу для сравнения с вашим продуктом. Но! Я частенько внимательно слежу за действиями водителей маршруток, а также друзей, которые иногда меня подвозят (они кстати также были привлечены к оценке вашей работы). Думаю эти условия частично компенсировали субъективный фактор и указанные пробелы в знаниях. Также я перечитал все темы в этом форуме, внимательно изучил новые отзывы о продукте и ваши ответы на них. В связи с последним, хочу сказать разработчикам, что делать такую кучу тем по сути схожих по смыслу - не грамотно с точки зрения информативности форума и удобства. Я вот, например, устал лазить по куче одинаковых (по сути) тем, собирая информацию. В них ведь почти одни и те же вопросы и предложения. Вместо кучи тем вроде: "Что вам не нравится?", "Что добавить?", "Какой город делать дальше?" и т.п. достаточно было бы иметь всего две темы: "Отзывы и предложения" и "Баги\ошибки", и вам самим было бы легче. Теперь перейдём к сути. Я не буду заострять особого внимания на положительных моментах игры, а сосредоточусь на том, что ещё не проработано. Я постараюсь учесть в этой рецензии не только своё мнение, но также и мнение всех, кто уже высказывался в этом форуме, поэтому заранее извиняюсь за возможные повторы. Также могут попадаться некоторые моменты, которые вы уже включили в свои планы разработки и исправлений. Я постараюсь выделить их отдельно (зелёным цветом) и не заострять особого внимания, если конечно не требуются комментарии. Критические недоработки или особо спорные - буду выделять красным цветом. Поехали!
- Графика и "тормоза"
С момента появления первой демки и выходом полной версии прошло несколько месяцев. В конфигурации моего компьютера многое изменилось: оперативная память увеличилась с 512 до 1536 Мб, видеокарта 5600XT сменилась на 7600GS. Так что, когда я оценивал полную версию, никаких тормозов мной замечено не было даже на максимальных настройках. Но судя по отзывам на форуме, ощутимые тормоза на "средненьких" компьютерах ещё присутствуют. Конечно, оптимизация - штука не простая, но я уверен, что можно что-нибудь придумать вроде режима для слабых компьютеров с максимальным числом отключенных декораций и эффектов. Что же касается самой графики с декоративной точки зрения, то мне кажется, что выполнена она на твёрдую четвёрку или даже на пятёрку с минусом (для программы такого класса, разумеется). Это более чем достаточно. - Неудобства управления
Управлять клавиатурой конечно сложно. Мне понадобилось два часа тренировок, чтобы привыкнуть, но вроде освоился. Как управляется с руля - не знаю, т.к. не имею его, но судя по отзывам - есть над чем поработать, но за это я спокоен. Вы обещали исправить.
- Педаль сцепления
Вы уже обещали добавить, но всё-таки хочу отметить, что педаль сцепления хорошо бы добавить не только при управления рулём и педалями, но и клавиатурой. Люди без руля будут очень довольны.
- Клавиши переключения передач
Очень удобно сделали переключение по цифрам! Спасибо! Только один маленький нюанс - сделайте, пожалуйста, переключение на нейтральную передачу на клавишу "0" (нуль) и задний ход, например на клавишу "R" или "X". А вообще лучше бы вы сделали и эти клавиши настраиваемыми тоже. Лишняя функциональность не помешает, тем более, когда речь идёт об удобстве для пользователя.
- Мышь
Реализуйте управление с помощью мыши. Те, у кого нет руля, оценят.
- Педаль газа
Ох уж эта многострадальная педаль газа... Эту тему я поднимал ещё во время тестирования демо-версии, но тогда, к сожалению, вы меня немного неправильно поняли. Хорошо, что сейчас уже другие люди заметили эту недоработку и сумели вам её правильно объяснить. Не буду изобретать велосипед и просто процитирую сообщение одного из участников форума, которое очень точно отражает всю суть проблемы:SliderX писал(а):Страные реакции авто на педаль газа. Во-первых, практически нет разгона, если нажимать педаль не до упора. Чтобы хоть как-то "простимулировать" разгон, приходится нажимать педаль все больше и больше. В некоторый момент, когда педаль нажата примерно больше, чем на три четверти происходит резкое ускорение, которое не пропадает даже если совсем отпустить педаль. Избежать превышения скорости возможно только путем применения тормоза. Посмотрел повнимательнее. Создается впечатление, что машина (двигатель) просто замедленно реагирует на уменьшение угла нажатия на педаль газа (из любого начального положения) и продолжает разгон примерно еще около 2 секунд, и только после этого рост оборотов/скорости замедляется, а затем уже снижается. Держать определенную скорость при этом довольно затруднительно. Краткая характеристика проблемы - огромная инертность при управлении двигателем.
Думаю, что к мнению человека, который:SliderX писал(а):...раньше сам занимался созданием математической модели поведения автомобиля и в свое время интересовался физикой движения. Кроме того, имеется хороший опыт управления реального авто как в "гражданском" режиме так и в предельных - на асфальте, гравии и на льду, да и автосимуляторами я увлекаюсь...
стоит прислушаться и отнестись серьёзно. К этому есть все основания. Вы предлагали провести натурный эксперимент. Мы с другом (на его машине, и он был за рулём) его провели: машина равномерно двигалась со скоростью около 40 км/ч (3-я передача), затем умеренно резко выжимается газ почти на полную без нажатия педали сцепления и переключения передач. В результате: резко увеличиваются обороты двигателя, происходит довольно стремительный разгон. Далее: педаль газа резко отпускается. В результате: разгон немедленно(!) прекращается, на очень малое время (около 1 с, даже меньше, это зависит от наклона дороги, я думаю) стрелка спидометра просто замирает на достигнутой скорости, а затем начинает показывать плавное снижение скорости. Условия эксперимента: машина - ВАЗ 10-ой модели (на ней же больше всего времени ездил в вашем инструкторе). Так что переборщили вы явно с инертностью.
Кстати, технический уточняющий вопрос есть. При отпускании клавиши газа происходит мгновенное отпускание виртуальной педали или же эмулируется плавное отпускание педали? - Резкое или плавное нажатие на педали
Этот вопрос касается, наверное, только пользователей клавиатур. Думаю стоит украсть у Дальнобойщиков 2 очень хорошую идею и сделать клавишу резкого нажатия на педали. Например, CTRL+газ/тормоз/поворот даёт резкое нажатие на педаль или поворот руля. Можно также сделать ещё более плавное, медленное нажатие по такой же схеме, например ALT+действие. Очень полезные функции были бы, а то сейчас экстренное торможение применить практически не реально (ручник и тормоз двигателем не в счёт). - Зеркала
Кто-то на форуме уже написал об этом, но вы не совсем поняли. Постараюсь объяснить, что имелось ввиду. В зеркалах всё видно (они включены), только изображение слишком затемнённое, т.е., когда смотришь просто вперёд (в лобовое стекло), то всё нормально, светло, вроде день на улицах, а когда смотришь в зеркало, то как-будто сумерки наступают (не на всём экране, а только в области зеркала). Данный феномен я заметил только на высоких настройках графики.
Кстати, как я понял, в конфигурационном файле есть значения углов зеркал. Хотелось бы, чтобы их можно было менять из меню, не роясь в файлах настройки.
- Обзор назад
Надо бы сделать возможность оглядываться назад. Это очень полезно при заднем ходе.
- Пешеходы
Пешеходы у вас уже в планах. Всё правильно.
- Города, районы, новые места
Думаю, что зря вы собрались браться за разработку новых городов. У вас ведь симулятор вождения, а не виртуальный экскурсовод. Тут нужен другой подход. Я считаю, что раз сделали Москву, вот и развивайте её, улучшайте, добавляйте новые маршруты и элементы вождения. Многие высказывались за то, чтобы сделать подмосковный город какой-нибудь, только большинство просто хотело прокатиться по родному городу, а не реально помочь в улучшении симулятора. Я предлагаю другой подход. Я считаю, что подмосковный город нужен (вернее даже не подмосковный город, а просто езда за пределами Москвы в не совсем городских условиях, в окрестностях), т.к. даже в стареньком Driver's Education был отдельный урок, посвящённый езде "за городом" - Country Drive. Это конечно вызовет кучу ненужных споров о том, где ездить. Каждый будет рекламировать своё родное село и хотеть симуляции поездки на дачу, поэтому предлагаю нейтральный вариант - например, сделать максимально удалённый от самой Москвы московский аэропорт и сэмитировать всю дорогу к нему, включая её участок за пределами Москвы. Такие магистрали как МКАД, Садовое кольцо, Третье транспортное кольцо и т.д., на мой взгляд, также необходимо сделать, всё-таки на таких трассах тоже надо уметь ездить. Ещё нужно добавить особо сложные места, такие как: эстакада, проезд многорельсовой ЖД, сложные развязки и т.п., автобусы и\или маршрутки, останавливающиеся на остановках, неправильно припаркованные автомобили и т.п. И, в заключение, конечно же надо добавлять новые маршруты, а также очень не помешал бы режим свободного вождения (не по маршрутам) по всей Москве сразу - аналог Free Drive в Driver's Education. Всю Москву конечно же сделать не реально, но при некоторым увеличении проработанных вами дорог и маршрутов такой режим станет реален.
- Тренировочная площадка
Много недоработок: тормоз на склоне горки не держит (даже ручной), не учитывается правильность выполнения упражнений, выполнение некоторых упражнений слишком осложняется в связи с их недостаточной проработанностью. Обо всём этом уже подробно писали на форуме. Надеюсь, что исправите.
Кстати, появилась у меня тут идея сделать отдельную площадку для отрабатывания разных видов парковки, как в Driver's Education. Что думаете?
- Трафик
Предстоит работать над ИИ и работать. Трафик довольно глючный. Есть баг, когда какая-нибудь машина начинает тупить и стоять на перекрёстке или просто дороге без явных на то помех (впереди никого нет и зелёный свет). Частенько замечал, что ИИ включает левый поворотник, а поворачивает направо и наоборот (это конечно может часть задумки, что ИИ тоже нарушает правила и ошибается, но слишком уж часто он это делает). Но вы уже обещали доработать, поэтому не буду особо за это вас пинать: просто перечислил замеченные мной баги, на всякий случай.
- Светофоры
Во-первых, надо увеличить количество регулируемых светофорами перекрёстков, а то получается, что на каждый маршрут от силы 2-3 светофора. Мало. Во-вторых надо сделать их больше (по размеру) и более яркими и насыщенными: слишком они маленькие и тусклые, их вообще довольно трудно заметить сами по себе, не говоря уже о цвете, который они показывают в данный момент.
- Глюк с бордюром
Этот глюк довольно чётко обрисовал один из посетителей форума. Просто процитирую его:AcidBurn писал(а):Уважаемые разработчики, меня немного убивает факт что (я кстати пользуюсь Рулем и 2-мя педалями Logitech Wing Man Formula Force GP) когда едешь рядом с обочиной, например на узкой дороге (1 полоса в каждом направлении), то при легком наезде на тротуар на небольшой скорости машина как-бы пычется носом, едет под небольшим углом и отказывается съезжать с бордюра для продолжения движения в прамом направлении. Для того чтобы съехать нужно выкрутить руль в противоположное направление (то есть влево), поддать газу.... Съехать, и крутануть руль вправо чтобы не выехать на встречку.
Действительно, эта недоработка доставляет существенные неудобства. Реальная машина не может себя так вести: у неё слишком большой вес, она просто въедет на бордюр или съедет с него (особенно если учесть, что бордюры у вас не особо высокие), а не будет так "тащиться".
- Контроль ПДД
Можно мухлевать. Не штрафуют за: езду по тротуарам, срезанию поворотов по газону, разворотах где угодно (в неразрешённых местах), езду задним ходом где угодно и т.п. Не помешала бы статистика успехов обучения по районами и в целом, т.е. графики количества нарушений правил по количеству поездок.
- Разные "мелочи"
Я считаю, что такие мелочи как: аварийная сигнализация и сигнал нужны. Даже пусть они и не будут влиять на сам процесс езды, но пользоваться ими будет просто приятно. Это будет лишний плюс вашему продукту, более обширная иллюзия свободы. Поверьте, это очень ценится потребителями. К тому же реализация их довольно проста (пара лишних строк программного кода), а плюсы, которые они дают, хоть и сомнительны, но очевидны: взять хотя бы чисто эстетическое наслаждение подобными мелочами, а ведь можно реализовать и практическое. Например, сигнал в перспективе можно использовать для предотвращения выскакивания тупых пешеходов (когда вы их реализуете) на дорогу. Если вы в дальней перспективе сделаете смену суток и погодных условий будет вообще замечательно, но тогда обязательно надо будет реализовать фары (ближние, дальние, противотуманные) и дворники. Была на форуме также выдвинута Monty Python'ом идея экономичности езды. В далёкой перспективе можно, я думаю, рассмотреть и этот вариант обучения езде с оптимальным расходом топлива и заправкой (заодно будет элемент обучения поведению на заправках). А к идее реализации обучения вождению не только на легковых автомобилях, но и мотоциклах, грузовиках и т.п. я лично отношусь скептически. Конечно хорошо было бы, но сначало надо доработать всё, что уже начали. Работы, я думаю, и так хватит за глаза.
- Редактор, добавление машин\районов.
Идея о редакторе районов мне кажется очень перспективной. Сама возможность добавлять новые машины и районы (фактически делать свои моды) может сделать ваш проект очень популярным. Многие мечтают прокатится по родному городу. Идея общедоступного редактора поможет осуществить их мечты.
Хочется пожелать вам успехов в дальнейшей доработке этого продукта. Старайтесь, и всё у вас получится! Ещё раз хочется пожелать вам, чтобы вы не пренебрегали "мелочами". За частую именно эти "мелочи" определяют его качество и формируют мнение конечного пользователя о продукте. Удачи!